Образовательная программа школы-интерната

Особенности  образовательного учреждения

 

 

Наименование

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области "Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей" (МБОУ ШИ для слепых и слабовидящих детей)

 

Особенности контингента учащихся

 

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, имеющие нарушения зрения разной степени и сопутствующие заболевания.

В настоящий момент в школе-интернате обучается 123 человека из различных территорий Московской области:

  • г. Балашиха – 3,2 %
  • Волоколамский район – 0,8 %
  • Воскресенский район – 1,5 %
  • г. Дмитров, Дмитровский район – 1,5 %
  • Егорьевский район – 0,8 %
  • г. Железнодорожный – 0,8 %
  • г. Ивантеевка – 1,5 %
  • Истринский район – 0,8 %
  • г. Кашира – 0,8 %
  • г. Клин, Клинский район – 4,7 %
  • г. Королёв – 31,7 %
  • Красногорский район – 0,8 %
  • Ленинский район – 0,8 %
  • Люберецкий район – 0,8 %
  • Можайский район – 0,8 %
  • г. Мытищи, Мытищинский район – 12,7 %
  • г. Ногинск – 5,5 %
  • Одинцовский район – 1,5 %
  • г. Озеры – 0,8 %
  • г. Орехово-Зуево – 1,5 %
  • г. Пушкино, Пушкинский район – 5,5 %
  • Раменский район – 2,4 %
  • Рузский район – 1,5 %
  • г. Сергиев Посад – 3,8 %
  • г. Серпухов – 1,5 %
  • г. Щелково, Щелковский район – 8,7 %
  • г. Химки – 0,8%
  • г. Чехов, Чеховский район – 2,4%

36,5 % воспитанников школы-интерната обучаются с использованием системы рельефно-точечного шрифта Брайля. Данная группа обучающихся относится к нозологической группе – слепые, то есть имеющие такие нарушения зрения, которые делают невозможным традиционное обучение по плоскопечатным учебникам и учебным пособиям. В эту группу входят тотально слепые дети, слепые со светоощущением, слепые с остаточным зрением, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу от 0,005 до 0,04.

63,5 % воспитанников    школы-интерната относятся к нозологической группе слабовидящих с остротой зрения от 0,05 до 0,4, к этой группе относятся также дети с большей остротой зрения, но с изменением поля зрения (сужением, выпадением части поля зрения, наличием скотом).

Категория слабовидящих неоднородна, можно выделить несколько групп по степени нарушения зрительных функций: слабовидение тяжелой степени, слабовидение средней степени, слабовидение слабой степени. Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов  слабовидящих обучающихся.

Практически 90 % воспитанников имеют заболевания, сопутствующие основному заболеванию, связанному с нарушением зрительных функций. В качестве сопутствующего заболевания могут выступать один или несколько видов нарушений в зависимости от сложности дефекта у ребенка: аутизм, микроцефалия, гидроцефалия, гиперкинезы, заболевания органов дыхательной системы, нарушения речи, детский церебральный паралич, олигофрения, нарушения опорно-двигательного аппарата.

 

 

Особенности реализуемого содержания

 

Школа осуществляет образовательный процесс, соответствующий трем уровням образования:

1 уровень - начальное общее образование, продолжительность обучения 5 лет (1-5 класс). На первом уровне общего образования выявляются индивидуальные возможности обучающихся, пробелы дошкольного образования и определяется образовательный маршрут ребенка. Начальное общее образование обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это расширяет знания детей об окружающем мире, способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки.

2 уровень - основное общее образование - продолжительность обучения - 6  лет ( 5-10 класс) в соответствии с Уставом школы.

Второй уровень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования и обеспечивает условия становления и формирования личности обучающего, с учетом его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

На втором уровне общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой и пространственной ориентировке,  способствующих их  социальной реабилитации, и интеграции.

уровень - среднее общее образование продолжительность обучения 2 года (11-12 класс). Среднее общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На третьем уровне общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершествуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества. 

Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена и в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнаки РФ от 25.12.2013г. №1394 и  Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденнного приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013г. №1400.

 

Релизуемые УМК, учебники Начальное общее образование

Линия УМК

Программа

 

Русский язык

 

Рамзаева Т.Г. (1-4)

Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 1-4 класс. Автор: Рамзаева Т.Г.

 
 

Литературное чтение

 

Климанова Л.Ф. (1-4)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 1-4 классы. Авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В

 
 

Английский язык

 

Кузовлев В.П. (2-4)

Программа курса английского языка. 2-4 класс. Автор: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш.

 

ОРКСЭ

 

ОРКСЭ

(Кураев и др.) (4)

ОРКСЭ. Основы светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Данилюк А.Я.

 

Математика

 

Моро М.И. (1-4)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Математика. 1-4 класс. Автор: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.

 
 

Окружающий мир

 

Плешаков А.А.  (1-4)

Программы  общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 1-4 классы. Автор  А.А. Плешаков   

 

Трудовое обучение

 

Конышева Н.М. (1-4)

Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 классы. Автор: Конышева Н.М.

 

Изобразительное искусство

 

Неменский Б.М. (1-4)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Авторы: Неменский Б.М., Неменская Л.А.

 
 

Музыка

 

Критская Е.Д. (1-4)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 класс. Авторы:  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 
 

Физическая культура

 

Лях В.И. (1-4)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 1-4 класс. Автор: Лях В.И.

 

  Основное общее образование

Линия УМК

Программа

 

Русский язык

 

Ладыженская Т.А. (5-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс. Авторы: Баранов М.Т.,  Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

 
 
 

Литература

 

Коровина В.Я. (5-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс. Авторы:  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

 
 

Английский язык

 

Кузовлев В.П (5-9)

Рабочая программа. Английский язык. Авторы В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа

 
 

Математика

 

Виленкин Н.Я. (5-6)

Программа общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 класс

 

Алгебра

 

Макарычев Ю.Н. (7-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Автор: Миндюк Н.Г.

 

Геометрия

 

Атанасян Л.С. (7-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 класс. Автор: Бутузов В.Ф.

 

Информатика

 

Угринович Н.Д. (7-9)

Программа общеобразовательных учреждений. Информатика. 7-9 классы. Автор: Угринович Н.Д

 

Физика

 

Перышкин А.В. (7-9)

Программа общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 класс. Авторы: Перышкин А.В., Филонович  Н.В.,  Гутник Е.М.

 
 

Химия

 

Рудзитис Г.Е. (8-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы. Автор: Гара Н.Н

 

Биология

 

Пасечник В.В. (6-9)

Программа общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Суматохин С.В.

 
 

География

 

Дронов В.П. (6-9)

Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов и др.

 
 

История всеобщая

 

Вигасин А.А. и др. (5-9)

 

Всеобщая история. 5-9 классы. Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И. и др.

 
 

История России

 

Данилов А.А. (6-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. История. 6-9 классы. Авторы:  Данилов А.А., Косулина Л.Г.

 
 

Обществознание

 

Боголюбов Л.Н. (5-9)

Программа общеобразовательных учреждений.  Обществознание. 6-9 классы.

Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.

 

Изобразительное искусство

 

Неменский Б.М. (5-8)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Автор: Неменский Б.М., Неменская Л.А.

 
 

Музыка

 

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. (5-7)

Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. Авторы:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

 
 

Физическая культура

 

Лях В.И. (5-9)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 5-9 классы. Автор: В.И.Лях

 

 

 

  Среднее общее образование

Линия УМК

Программа

 

Русский язык

 

Власенков А.И.

 

Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Автор: Власенков А.И.

 

Литература

 

Лебедев Ю.В. (10-11)

 

Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы.  Авторы:  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

 
 

Английский язык

 

Кузовлев В.П. (10-11) Б

 

Программа общеобразовательных учреждений. Английский язык. 10-11 класс. Авторы: В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа

 

Алгебра и начала анализа

 

Колмогоров А.Н.(10-11)Б

Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа.10-11 класс. Автор: Колмогоров А.Н., Абрамов А.М. и др.

 

Геометрия

 

Атанасян Л.С. (10-11) БП

 

Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 класс. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.

 

Информатика

 

Угринович Н.Д. (10-11)Б

Программа общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Авторы: Угринович Н.Д.

 
 

Физика

 

Мякишев Г.Я. (10-11)

Программа общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 класс. Авторы: Данюшенков С.В., Коршунова О.В.

 
 

Химия

 

Рудзитис Г.Е. (10-11) Б

 

Программа общеобразовательных учреждений. Химия. 10-11 классы. Автор:  Гара Н.Н.

 
 

Биология

 

Пасечник В.В. (10-11)

Программа общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 класс. Автор:  Пасечник В.В.

 

География

 

Максаковский В.П. (10) Б

 

Программа общеобразовательных учреждений. География. 10 класс. Автор-сост: Болотникова Н.В.

 

История России

 

Данилов А.А.

 

Программа общеобразовательных учреждений. История России. 10-11 класс. Авторы: Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е.

 
 

Всеобщая история

 

Уколова В.И.

Программа общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 10 класс. Авторы: Несмелова М.Л., Уколова В.И., Ревякин А.В.

 
 

Обществознание

 

Боголюбов Л.Н. (10-11) Б

 

Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. 10-11 классы.Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.Н.

 
 

 

 

Дополнительное образование

 

Для реализации программ дополнительного образования в школе-интернате оборудованы следующие кабинеты:

кабинет для декоративно-прикладного творчества;

шашки и шахматы;

кулинария.

Система дополнительного образования включает занятия в кружках спортивно-оздоровительной направленности:

мини футбол;

легкая атлетика;

голбол;

шашки и шахматы;

эстетической направленности:

музыкальный;

танцевальный;

драматический кружок;

научно-предметной направленности:

Уроки православной культуры

Особенности организации образовательного процесса

 

Школа-интернат функционирует в режиме 5-ти дневной учебной недели. Учебные занятия в школе-интернате проводятся в одну смену. Уроки в 1-12 классах начинаются в 9 часов 00 минут, в пятницу в 5-12 классах – в 8 часов 15 минут. Учебный год начинается 1 сентября, продолжительность учебного года в 1 классе не менее 33 недель, в 2-12 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул: в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, в летний период – не менее 8 календарных недель. Для обучающихся в 1 классе предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней в середине третьей четверти.

Продолжительность урока в 2-12 классах – 40 минут, продолжительность перемен между уроками – 10 минут, после третьего урока – 20 минут. В 1 классе осуществляется «ступенчатое» изменение продолжительности урока в течение I полугодия в соответствии с требованиями СанПиН.

 Уставом школы установлен следующий режим занятий:

 начало учебных занятий - 9.00 часов;

 окончание - в 14.00 для среднего и старшего звена, в 13 часов 10 минут для начального звена;

 работа воспитательских групп - с 13.10 (начальное звено), с 14.00 (для среднего и старшего звена) 

 проведение коррекционных занятий, факультативных занятий, занятий по программам дополнительного образования  - с 15.00;

 выполнение учащимися домашнего задания - 17.00-19.00;

 отбой: для учащихся 1-7 классов в 21.00, для учащихся 8-12 классов - в 22.00.

 

 

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Педагогический коллектив школы-интерната представлен следующими категориями педагогических работников:

Категория работников

Численность работников 
 Учителя

 53%

 Воспитатели

 36%

 Педагоги дополнительного образования

 6%

 Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

 2%

 Учитель-логопед

 2%

 Педагог-психолог

 2%

 

 

 

31 % педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 28,5 % – первую квалификационную категорию.

Все педагогические работники школы-интерната систематически повышают квалификацию по направлению «Воспитание, обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья». В 2015-2016 учебном году обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению прошли 5 педагогов, завершили или продолжили обучение в 2015-2016 учебном году по программе профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика» – 3 педагога.

Для эффективной организации работы педагогов, решения профессиональных проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в школе-интернате осуществляет свою работу постоянно действующий семинар «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ». В 2015-2016 учебном году в рамках работы семинара были разработаны и представлены методические рекомендации для педагогов школы-интерната по применению шрифта Брайля, обучению чтению и письму шрифтом Брайля.

 

 

Особенности материально-технического, информационно-технологического оснащения

 

Помещения школы-интерната предусматривают размещение мебели с учетом необходимости особой организации пространства для слепых и слабовидящих детей. В классных кабинетах парты и другая мебель расставлены таким образом, чтобы проходы к партам и дверям кабинета были свободными. В кабинетах предусмотрены места для хранения брайлевских книг, тетрадей.

В коридорах школы-интерната размещены напольные рельефные указатели, лестницы снабжены дополнительными направляющими перилами с тактильными указателями номера этажа, контрастным обозначением начала и конца лестничного пролета. Кабинеты обозначены ориентирами для помещений, выполненными рельефно-точечным шрифтом.

Для обеспечения беспрепятственного доступа в помещения школы-интерната инвалидов-колясочников предусмотрен мобильный подъемник для колясок, входная дверь, двери в столовую, медицинский блок, туалеты на 1 этаже, классные кабинеты имеют расширенные проемы. Предусмотрено использование специальной школьной мебели для учащихся с ДЦП, инвалидов-колясочников. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудованы специальные туалеты на 1 этаже здания.

 

Школа-интернат размещается в трехэтажном здании, построенном в 1965 году, по типовому проекту. Учебные кабинеты располагаются на 1 и 2 этажах здания, спальный корпус – на 3 этаже.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате функционируют оборудованные предметные кабинеты (кабинеты физики, химии, биологии, информатики, слесарная и столярная мастерские, кабинет кулинарии и обслуживающего труда), специализированные кабинеты (медицинский блок, кабинет игровой коррекции, кабинет психологической разгрузки, кабинет логопеда, кабинет массажа), спортивный зал, актовый зал, кабинет кружковой работы.

Специальные учебники, пособия, тетради:

специальные учебники, созданные на основе учебников на основе учебников обучающихся не имеющих ограничений по возможности здоровья – изданные рельефно-точечным шрифтом, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом;

аудиокниги и специальные портативные устройства для их чтения;

рельефно-графические пособия издательства «Логос» по различным разделам общеобразовательных программ;

рельефные географические и исторические карты.

Специальное оборудование, которым располагает школа-интернат, для организации учебного процесса слепых и слабовидящих обучающихся:

- персональные компьютеры для организации рабочего или учебного места инвалида по зрению;

- принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;

- брайлевские дисплеи;

- электронные видеоувеличители;

- интерактивные доски;

- мультимедиа-проекторы;

- термопечь для рельефообразующей бумаги;

- тифлоприборы и тифлосредства:

брайлевские приборы, приборы для письма по Гебольту, грифели, тетради для письма по Брайлю

приборы «Графика», «Ориентир»,

прибор «Светлячок»,

приспособления для обучения письму и чтению по системе Брайля,

наборные азбуки по Брайлю,

математические приборы, принадлежности и приспособления для рельефного черчения,

наборы для составления химических формул,

физические приборы, адаптированные для незрячих,

наборы объемных тактильных пособий по биологии,

тактильный глобус;

- тренажеры и спортивный инвентарь для слепых и слабовидящих обучающихся;

- специализированное программное обеспечение:

программа экранного доступа JAWS for WINDOWS с синтезом речи на русском и английском языках,

пакет программ для трансляции текста в шрифт Брайля TigerSoftwareSuite,

программа для трансляции текста в шрифт Брайля и печати по Брайлю WinBraille,

адаптированный для слабовидящих сайт школы-интерната.

 

 

 

 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.   

Руководствуясь вышесказанным, школа-интернат претворяет в жизнь концепцию образования, основываясь на следующих принципах:

  • приоритет общественных ценностей, жизнь и здоровье учащихся; воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • предоставление возможности для получения представления о целостной картине мира с использованием особых, специальных средств наглядности и коррекционной направленности образовательного процесса;

  • aдаптированность системы образования и воспитания к уровню, способностям развития и подготовки воспитанников;

  • приоритет свободного развития личности.

Основными задачами образовательного,  воспитательного и коррекционного процесса школа считает:

  • усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • приобретение навыков допрофессиональной подготовки по направлениям «Массаж», «Пользователь ПК», «Переплётное дело»;

  • формирование компенсанаторных механизмов в ходе многогранной коррекционной работы с обучающимися.

Обучение воспитанников с нарушением зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учётом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля. Используется нестандартный дидактически  материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

Содержание образования в МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей ориентированно в соответствии с Законом «Об образовании»:

  • на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации;

  • на воспитание качеств личности в условиях формирования социального опыта в отношении к людям;

  • на формирование познания мира и нравственных норм через собственную деятельность учащихся.

Содержание образования должно обеспечивать:

  • формирование у учащихся с нарушением зрения адекватной современному уровню знаний и уровню образовательных программ картины мира;

  • формирование человека-гражданина конкурентно-способного на рынке труда максимально адаптированного к нынешним социально-экономическим условиям.

Учебный год в школе-интернате начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года - 34 недели. Для первых классов - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) - не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель. Для обучающихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале месяце.

 

 

Количество классов в школе определяется условиями, необходимыми  для осуществления образовательного процесса, с учетом контрольных нормативов, указанных в лицензии и соблюдения санитарных норм.

В зависимости от дефекта существуют нормы наполняемости классов:

  • слепые дети – до 8 человек;

  • слабовидящие дети – до 12 человек;

  • смешанные классы – до 10 человек;

  • специальные классы (слепые дети) – до 5 человек;

  • специальные классы (слабовидящие дети) – до 6 человек.

Проектная наполняемость школы-интерната – 150 человек.

При проведении занятий по иностранному языку, информатике, трудовому обучению, физической культуре, предпрофессиональной подготовке, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы (не более 6 человек в группе).

Коррекционная подготовка проводится на групповых и индивидуальных занятиях.

По субботам и воскресеньям в школе-интернате работают дежурные группы для детей, не уехавших домой по разным причинам.

Воспитанники, проживающие в школе, обеспечиваются бесплатным пятиразовым питанием, приходящие – двухразовым.

Содержание образования в школе-интернате определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой школой самостоятельно. Основная образовательная программа в школе разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и авторскими программами. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно на основе примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. Образовательная деятельность  школы реализуется через общеобразовательные программы. В целях профориентации и подготовки к будущей трудовой деятельности введены углублённый курс изучения анатомии, физиологии и гигиены человек, IT-класс, курс общего гигиенического массажа, переплётное дело. Для осуществления образовательного процесса для детей со сложной структурой дефекта используются специальные коррекционные программы VIII вида.

Для повышения качества обучения в школе-интернате созданы и функционируют следующие кабинеты:

  • кабинет биологии;

  • кабинет химии;

  • кабинет физики;

  • кабинет психолога;

  • кабинет информатики;

  • кабинет игровой коррекции;

  • кабинет обслуживающего труда;

  • учебные мастерские: столярная и слесарная;

  • спортивный зал;

  • тренажёрный зал;

  • библиотека и читальный зал;

  • комната отдыха (для организации активных форм отдыха);

 

Школа-интернат функционирует в круглосуточном режиме. Во второй половине дня обучающиеся занимаются с педагогами дополнительного образования, посещают факультативы. Воспитательские группы формируются по принципу «класс-группа».

Для осуществления взаимосвязи в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения осуществляется тесное сотрудничество с ДОУ Центром развития ребёнка №12 «Сказка» г.Королёва, для усиления работы по трудовой реабилитации  обучающихся в учебный план введена допрофессиональная подготовка: «IT-класс», и «Общий гигиенический массаж». Для более качественного преподавания данных предметов установлено сотрудничество с Томским университетом и с МГАФК п. Малаховка.

Для переподготовки педагогов школы, совершенствования учебных программ заключён договор о сотрудничестве с ИКП РАО (лаборатория «Методы и содержание коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»).

Для вовлечения родителей в управление школой, решения проблемных вопросов создан Управляющий совет, в состав которого входят родители учащихся школы-интерната.

Обучающиеся, освоившие в полном объеме реализуемые в школе-интернате общеобразовательные программы, по решению Педагогического совета школы переводятся в следующий класс.

С целью создания в школе коррекционно-развивающегося пространства в интернате работают педагоги-дефектологи: тифлопедагог, логопед, психолог.

Воспитательная работа осуществляется по программе «Будь готов к труду и жизни» и строится на принципах реализации пяти направлений:

  • «Здоровый образ жизни»;

  • «Открытое пространство»;

  • «Гражданином быть обязан»;

  • «Приобщение к культурным ценностям»;

  • «Труд и милосердие – основа нравственности».

 

 

Раздел 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание "модели выпускника", вытекающей из социального заказа 

 

В МБОУ ШИ для слепых и слабовидящих детей принимаются дети из всех муниципальных образований Московской области по направлению  Центральной ПМПК и ПМПК г.Королёва. Выпускники школы-интерната трудоустраиваются на учебно-производственные предприятия Московской области, работают операторами ПК, поступают в ВУЗы и ССУЗы.

Вся система общеобразовательной, коррекционной и воспитательной работы направлена на формирование «модели выпускника» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Выпускник каждой ступени образования помимо академических знаний умений навыков должен обладать жизненной компетенцией. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. В условиях резко изменяющегося рынка труда школа  обязана дать выпускнику набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.

Реализуя «модель выпускника» школа формирует качества, необходимые для жизни.

Выпускник школы должен быть:

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и понимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отчизной;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

 

       

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса 

Известно, что социальная адаптация и успешность в обучении детей с нарушением зрения осложняется рядом вторичных отклонений в развитии познавательных процессов, нарушением в физическом развитии и двигательной сфере, ограничениями социальной компетентности.

Обеспечение обучающихся с нарушением зрения специальной коррекционной помощи позволит решить проблему социальной реабилитации и абилитации, успешно войти в социум, определить жизненные позиции и цели и успешно интегрировать в общество.

Для реализации основной задачи школы-интерната, т.е. усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ, сформированности у каждого обучающегося коррекционно-компенсаторных навыков необходимо создать коррекционную среду.

Цель коррекционно-развивающего процесса: развитие личности обучающегося с помощью личностно-ориентированного обучения, разработка и реализация целевой и комплексной программы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Для успешного овладения всеми педагогами методов, форм и приемов работы по достижению данной цели в образовательном процессе, школа в течение нескольких лет работает над методической темой «Создание модели непрерывной комплексной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения». Целью этой программы является создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифло-информационного пространства как условий успешной социализации и интеграции инвалидов по зрению.

Цель коррекционно-педагогического процесса – это предполагаемый конечный результат определенным образом направленной деятельности педагога и учебно-познавательной деятельности обучающихся по преодолению недостатков развития обучающихся, связанных с потерей или нарушением зрения.

Модель непрерывной комплексной социальной адаптации и реабилитации объединяет в себе комплекс учебных коррекционно-развивающих программ и внеклассную воспитательную

работу по социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих детей.

Ожидаемые результаты от реализации данной программы

  1. Повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков по образовательным предметам в результате организации системы индивидуально-дифференцированного подхода в образовательной и коррекционно-развивающей работе.

  2. Повышение качества обученности воспитанников.

  3. Развитие у обучающихся необходимых жизненных навыков для успешного решения задач социализации и интеграции.

  4. Создание пакета методических материалов по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков для каждой ступени образования.

  5. Разработка рекомендаций для учителей и воспитателей  по проведению коррекционно-развивающей работы.

  6. Формирование пакета методических рекомендаций для родителей

          

Раздел 4. Учебный план и его обоснование  

 

Учебный план для 3-11 классов на 2017-2018 учебный год

Учебный план для 1-2 классов на 2017-2018 учебный год (вариант 3.2, 3.3)

Учебный план для 1-2 классов на 2017-2018 учебный год (вариант 4.2, 4.3)

 

 

Раздел 5. Организация образовательного процесса

Основной формой реализации образовательных программ в школе-интернате является классно-урочная система. Большое внимание учителя уделяют предметно-прикладной деятельности учащихся с опорой на наглядный дидактический и раздаточный материал. С детьми с низкими академическими  способностями проводятся дополнительные занятия по мере необходимости. Обучающиеся с высокими академическими способностями занимаются факультативно. Необходимым условием мотивации успешной учебной деятельности является взаимодействие учебной и внеучебной деятельности, поэтому экскурсии в музеи, профориентационная работа, участие в олимпиадах, предметных  декадах повышают интерес к изучению основ наук.

Для  повышения качества обученности каждый учитель в своей работе применяет как традиционные, так и современные образовательные технологии:

  •  личностно-ориентированное обучение;

  •  индивидуально-дифференцированный подход в обучении;

  •  игровые технологии;

  •  информационные технологии;

  •  технология «Дебаты», проектная деятельность и т.п.

           В связи с тем, что более 90 % обучающихся имеют сопутствующие заболевания, в школе-интернате используются здоровьесберегающие технологии. Кроме медикаментозного лечения в интернате постоянно проводятся мероприятия по витаминизации питания, проводится лечебно-профилактическая работа (приложение 1).

По медицинским показаниям обучающиеся получают массаж, кислородный коктейль, посещают занятия по ЛФК, бассейн. Дважды на каждом уроке проводится зрительная гимнастика. В начальной школе применяются элементы методики Базарного (используются конторки, специальные учебные столы).

Правильно выбранные формы урочной, внеурочной и внешкольной работы с учащимися позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, выравнивание нравственного здоровья:

1. Учебные занятия.

Обоснованный выбор содержания образования, средств, форм и методов работы педагога позволяет решить следующий ряд задач, непосредственно связанных с сохранением и укреплением здоровья:

  • восстановление положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежать стрессовых ситуаций для обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий;

  • работа психолога, логопеда позволяет выявить «трудных» детей и не допускать их психолого-педагогической запущенности.

2. Индивидуальные, групповые коррекционные занятия.

Индивидуализация занятий, прежде всего, направлена на своевременную коррекцию психолого-педагогической помощи учащимся, при этом, прежде всего, учитывается состояние физического здоровья учащегося, его индивидуальные возможности и способности.

3. Внеурочная деятельность учащихся (классные часы, экскурсии и т.п.).

Данные формы работы обеспечивают приобщение учащихся к ценностям мировой и национальной культуры, помогают становлению ценностных ориентаций, соответствующих современному прогрессивному обществу.

Данные формы работы также дают возможность коррекции индивидуального поведения учащегося, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья учащегося.

4. Туристско - краеведческая работа. 

Приобщение учащихся к культуре отношений и взаимодействия с социальной и природной средой, осуществление практической общественно-значимой деятельности является основой воспитания нравственных ценностей у ребенка.

Экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что однозначно является очень важным.

5. Мероприятия по формированию здорового образа жизни

Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащегося в школе-интернате реализуются два направления:

  • обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика;

  • обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи (родительские собрания, лекции).

Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни:

  1. Обследование детей, поступающих в школу;

  2. Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся школы-интерната (сентябрь, апрель);

  3. Проведение профилактических осмотров детей врачами специалистами (по графику);

  4. Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся;

  5. Организация встреч с психологами наркологического  диспансера г.Королёва;

  6. Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях;

  7. Участие в областных и российских соревнованиях по шахматам и шашкам, голболу, минифутболу, легкой атлетике (приложение 2);

  8. Внедрение в образовательный процесс физкультурных пауз, подвижных перемен, физкультминуток при выполнении домашнего задания (приложение 3);

  9. Постоянный контроль по выполнению санитарных норм и предписаний (приложение 4). Соблюдение теплового режима в классных и спальных помещениях;

  10. Регулярное проведение Дней здоровья (1 раз в четверть), спортивных праздников, турслета (по окончании учебного года); 

  11. Создание групп детей для занятий лечебной физкультурой в 1-7 классах;

  12. Создание групп детей для занятий оздоровительным массажем;

  13. Организация работы спортивных кружков и секций;

  14. Организация приема витаминно-кислородного коктейля;

  15. Организация посещения бассейна;

  16. Обеспечение учащихся школы питьевой водой;

  17. Проведение мастер-класса по спортивным играм в зале, на спортивной площадке;

  18. Организация и проведение общешкольного родительского собрания «Формирование здорового образа жизни» 

  

  

Раздел 6. Программно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Программно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Программа дополнительного образования "Шахматы"

 

Раздел 7. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели (измерители) образовательной программы)

Система внутришкольного контроля

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся, соответствующие требованиям, предъявляемым к образованию, и позволяющие создать целостную образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

  • осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

  • осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

  • осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;

  • осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;

  • предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;

  • осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

  • осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II, III ступенями обучения;

  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;

  • осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи базового и дополнительного образования.

Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволит иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.

Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развития учащихся, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися минимального базового уровня обученности, соответствующего государственным образовательным стандартам, готовность учащихся к освоению нового содержания образования по предметам допрофессиональной подготовки, педагогическая диагностика (неудач).

Анализ итогов внутришкольного контроля будет являться базой для модификации учебного плана.

Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

  • выполнение учебных программ;

  • эффективность урока;

  • методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;

  • обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • соответствие преподавания Программе развития школы;

  • выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Контроль за качеством обучения.

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся;

  • достижение государственных образовательных стандартов;

  • навыки самостоятельной самокоррекции учащихся.

3. Контроль за ведением школьной документации.

  • ведение школьных журналов;

  • ведение ученических тетрадей;

  • оформление личных дел учащихся.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы-интерната.

Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы.

 

 

Раздел 8. Управление реализацией образовательной программы

 

Реализация образовательной программы требует построения управления школой-интернатом, исходя из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управлении школой-интернатом на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет школы-интерната призван проводить экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методический совет обязан давать научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.

Руководство работой методического совета осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по воспитательной работе, председателем методического совета.

Развитая система психологической поддержки учащихся, психодиагностики и психокоррекции требует наличия в системе работы школы-интерната  психологического сопровождения образовательного процесса.

На педагога-психолога ложится ответственность за психолого-педагогическую диагностику способностей, возможностей учащихся, с последующим определением уровня образовательных программ, которые учащийся может реально освоить.

Расширенная система дополнительного образования и воспитания возможна только при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования.

Ответственность за эффективность дополнительного образования несут педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе.

Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.

Практико-организационные мероприятия по реализации Программы развития осуществляются в соответствии со следующими нормативными документами и рекомендациями:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  3. САНПИН 2.4.2.3286-15 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

  4. Базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (№29 2065-п от 10.04.2002г)

Дата последнего обновления страницы 09.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения