История школы

Далёкий 1938 год. В посёлок Болшево в бывший детский дом «Лесной уголок» приехали учиться ребята с нарушением зрения. Место для школы было выбрано не случайно. От станции Болшево шла шоссейная дорога 3,5 км. С 1940 года по этому шоссе было организовано автобусное сообщение.

Московская областная средняя школа-интернат для слепых детей была открыта согласно приказу Мособлано №60 23 февраля 1938 года. Организация школы была поручена Георгию Ивановичу Дьячкову, работавшему до этого директором Уваровского детского дома. Мособлоно предложило ему на выбор две территории: одна в Волоколамском районе, вторая — в Болшево, в поселке Старые Горки. Георгий Иванович выбрал Болшево. Впоследствии и школу стали называть Болшевской.

Усадьба в 7,5 га ранее принадлежала водочнику Петру Смирнову. Высокие ели и сосны вплотную обступали красивое двухэтажное здание с балконом и мезонином. На территории были ещё три строения. Кроме этого здания было еще пять жилых домов и одно холодное подсобное помещение.

Сухая возвышенная местность, почти сплошь покрытая хвойным лесом, с трех сторон огибаемая рекой Клязьмой с живописными берегами, имела все предпосылки для развертывания школы – интерната.

Первый директор школы Г.И. Дьячков, учитель русского языка и литературы, дефектолог был энергичным и деловым руководителем. В короткий срок был укомплектована учителями, обслуживающим персоналом, было приобретено все необходимое школьное оборудование, учебные и наглядные пособия, обмундирование и постельные принадлежности.

К началу учебного года в школу было принято около 70 учащихся. Было открыто пять первых классов, один из них для подростков старше 12 лет и один – для слабовидящих детей.

И хотя надо было топить печи, носить воду из колодца, в школе царил дух добра и тепла. Со дня основания школы и до ухода на пенсию в школе работали замечательные педагоги и воспитатели: П.В. Меронен, Мария Мировна Беликова, сёстры Ростовкие, В школе также работали К.П.Ампелонская, Г.И.Дьячкова, И.Г.Феофанова, В.Г.Якубов, В.А.Яковлева, Н.И.Толкачев, А.Л.Лаврентьева, Е.В.Каманская, Е.А.Плоскова, М.И.Толкачева, А.В.Болотина, З.В.Павлова и другие.

Чтобы привить ребятам трудовые навыки, была оборудована в отдельном здании (ныне жилой одноэтажный дом) «багетная» мастерская, в которой силами учащихся изготовлялась плетёная из прутьев мебель: стулья, кресла, столы, а также корзины, рамки для картин. Всё это реализовывалось, и школа получала дополнительные средства. Руководил этой работой непосредственно директор школы Г.И. Дьячков, мастерская функционировала до начала Великой Отечественной войны.

Для развертывания учебно-воспитательной работы в школе было много неудобств. В неприспособленных классных комнатах, которые были или очень большие или очень маленькие и необорудованные соответствующей классной обстановкой, трудной было проводить работу с детьми. Никаких учебных кабинетов не было. Учебные и наглядные пособия и библиотека находились в очень маленьких полутемных комнатах. Маленькая столовая с кухней были в другом доме, который соединялся со школой открытым коридором. Медобслуживанием ведала только одна медсестра. Врачебный кабинет находился в другом здании, в очень маленькой необорудованной комнате, там же был и изолятор на три койки. Больные дети иногда находились на своих же койках в общих спальнях.

С увеличением числа учащихся было переоборудовано и утеплено холодное помещение в 190 кв. метров. Была устроена теплица с парниками, где с учащимися проводились уроки по труду.

Учащиеся, не имеющие родителей, в количестве 15-20 человек в летние каникулы находились в школе и работали на учебно-опытном пришкольном участке.

В первые годы открытия школы не было строгого организованного набора, и учащиеся поступали в школу по путевкам Управления Мособлоно в течение всего учебного года, пополняя классы – это затрудняло учебную работу. Учителям приходилось проводить очень много дополнительных занятий с опоздавшими учащимися по усвоению техники письма рельефным шрифтом.

С учащимися подростками учебные программы начальных массовых школ были пройдены за три года по всем предметам. В конце 1940/41 учебного года был первый выпуск учащихся, окончивших начальную школу.

В сентябре 1941 года школа получала распоряжение на эвакуацию учащихся в Курганскую область. Учащиеся оставлялись у родителей, а сироты были эвакуированы с воспитанниами Максимковского детдома. Вместе с детьми в эвакуацию был командирован завуч Василий Гаврилович Якубов. Был назначен ответственный за хранение зданий и имущества школы.

В здании школы после отъезда воспитанников обучались учащиеся Третьей Сталинской школы из п. Первомайского, в «багетной» мастерской рабочие школы шили плащ-палатки для бойцов. К концу первого года войны увеличилось количество детей дошкольного возраста, родители которых ушли на оборону Родины. По приказу Мособлоно от 25.02.1943 в школе был открыт дошкольный детдом на 80 человек. В короткий срок детдом был обеспечен всем необходимым оборудованием и укомплектован воспитателями и другими работниками. К 1 апреля 1942 года было принято 60 детей дошкольного возраста.

В 1942 году немецкая армия под напором наших войск стала отступать на Запад, что дало возможность возобновить обучение слепых детей. По Приказу Упр. Детдомами Мособлоно от 8.08.1942 №377 Московская областная школа-интернат слепых детей вновь открылась после десятимесячного перерыва. Дети дошкольного возраста были переведены в другие дошкольные детдома.

Большая часть школьного имущества была сохранена, что способствовало скорейшему восстановлению школы и приему учащихся к новому учебному году.

В октябре 1942 года директор школы Г.И. Дьячков был призван по мобилизации в Красную армию. В мае 1944 года он был демобилизован, хотя военные действия продолжались. Вышло распоряжение правительства, согласно которому учителей демобилизовывали из армии и направляли для работы в школах. Г.И. Дьячков вернулся в школу и приступил к работе в должности завуча. В 1944 году дети и сотрудники вернулись из эвакуации, и школа-интернат для слепых детей начала вновь функционировать. О тяжёлых условиях жизни интерната в годы войны и необыкновенной заботе, внимании педагогов к каждому воспитаннику рассказывали в дни празднования 50-летия школы директор УПП ВОС №10 г. Москвы Александр Александрович Шугрин и главный редактор журнала «Советский школьник» Виктор Александрович Глебов. В годы войны они учились в Болшевской школе. Учителя и воспитатели проживали в большинстве на территории школы в 3-х приспособленных для жилья домах. Один из них был переоборудован из бывшей конюшни владельца усадьбы Смирнова. В этом доме был кабинет директора, бухгалтерия и 5 небольших квартир барачного типа для сотрудников. Жизнь педагогов проходила на глазах воспитанников, что способствовало созданию в школе атмосферы доверия и доброжелательности.

В военное время школа испытывала затруднения: мебели было мало, не было достаточного количества учебников, наглядных и учебных пособий, бумаги для письма (приходилось писать на газетной бумаге), топлива (учителя и воспитанники в летнее время заготовляли пни на лесосеке за станцией Валентиновка). Были недостатки в питании, обмундировании, часть которого поступала для детей из фонда пожертвования граждан на оборону нашей страны.

В 1944 году школа была преобразована в семилетнюю школу, и в 1946 году состоялся первый выпуск учащихся, окончивших неполную среднюю школу. Для дальнейшего обучения более способные учащиеся направлялись в Саратовскую, Куйбышевскую и другие средние школы-интернаты слепых детей.

Для создания лучших условий по обучению и воспитанию слепых детей в 1944 году Мособлоно было построено двухэтажное каменное здание для школы по типовому проекту сельских семилеток, так как специальных проектов для школ слепых детей в то время не было.

 

Дата последнего обновления страницы 26.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения