Далёкий 1938 год. В посёлок Болшево в бывший детский дом «Лесной уголок» приехали учиться ребята с нарушением зрения. Место для школы было выбрано не случайно. От станции Болшево шла шоссейная дорога 3,5 км. С 1940 года по этому шоссе было организовано автобусное сообщение.
Московская областная средняя школа-интернат для слепых детей была открыта согласно приказу Мособлано №60 23 февраля 1938 года. Организация школы была поручена Георгию Ивановичу Дьячкову, работавшему до этого директором Уваровского детского дома. Мособлоно предложило ему на выбор две территории: одна в Волоколамском районе, вторая — в Болшево, в поселке Старые Горки. Георгий Иванович выбрал Болшево. Впоследствии и школу стали называть Болшевской.
Усадьба в 7,5 га ранее принадлежала водочнику Петру Смирнову. Высокие ели и сосны вплотную обступали красивое двухэтажное здание с балконом и мезонином. На территории были ещё три строения. Кроме этого здания было еще пять жилых домов и одно холодное подсобное помещение.
Сухая возвышенная местность, почти сплошь покрытая хвойным лесом, с трех сторон огибаемая рекой Клязьмой с живописными берегами, имела все предпосылки для развертывания школы – интерната.
Первый директор школы Г.И. Дьячков, учитель русского языка и литературы, дефектолог был энергичным и деловым руководителем. В короткий срок был укомплектована учителями, обслуживающим персоналом, было приобретено все необходимое школьное оборудование, учебные и наглядные пособия, обмундирование и постельные принадлежности.
К началу учебного года в школу было принято около 70 учащихся. Было открыто пять первых классов, один из них для подростков старше 12 лет и один – для слабовидящих детей.
И хотя надо было топить печи, носить воду из колодца, в школе царил дух добра и тепла. Со дня основания школы и до ухода на пенсию в школе работали замечательные педагоги и воспитатели: П.В. Меронен, Мария Мировна Беликова, сёстры Ростовкие, В школе также работали К.П.Ампелонская, Г.И.Дьячкова, И.Г.Феофанова, В.Г.Якубов, В.А.Яковлева, Н.И.Толкачев, А.Л.Лаврентьева, Е.В.Каманская, Е.А.Плоскова, М.И.Толкачева, А.В.Болотина, З.В.Павлова и другие.
Чтобы привить ребятам трудовые навыки, была оборудована в отдельном здании (ныне жилой одноэтажный дом) «багетная» мастерская, в которой силами учащихся изготовлялась плетёная из прутьев мебель: стулья, кресла, столы, а также корзины, рамки для картин. Всё это реализовывалось, и школа получала дополнительные средства. Руководил этой работой непосредственно директор школы Г.И. Дьячков, мастерская функционировала до начала Великой Отечественной войны.
Для развертывания учебно-воспитательной работы в школе было много неудобств. В неприспособленных классных комнатах, которые были или очень большие или очень маленькие и необорудованные соответствующей классной обстановкой, трудной было проводить работу с детьми. Никаких учебных кабинетов не было. Учебные и наглядные пособия и библиотека находились в очень маленьких полутемных комнатах. Маленькая столовая с кухней были в другом доме, который соединялся со школой открытым коридором. Медобслуживанием ведала только одна медсестра. Врачебный кабинет находился в другом здании, в очень маленькой необорудованной комнате, там же был и изолятор на три койки. Больные дети иногда находились на своих же койках в общих спальнях.
С увеличением числа учащихся было переоборудовано и утеплено холодное помещение в 190 кв. метров. Была устроена теплица с парниками, где с учащимися проводились уроки по труду.
Учащиеся, не имеющие родителей, в количестве 15-20 человек в летние каникулы находились в школе и работали на учебно-опытном пришкольном участке.
В первые годы открытия школы не было строгого организованного набора, и учащиеся поступали в школу по путевкам Управления Мособлоно в течение всего учебного года, пополняя классы – это затрудняло учебную работу. Учителям приходилось проводить очень много дополнительных занятий с опоздавшими учащимися по усвоению техники письма рельефным шрифтом.
С учащимися подростками учебные программы начальных массовых школ были пройдены за три года по всем предметам. В конце 1940/41 учебного года был первый выпуск учащихся, окончивших начальную школу.
В сентябре 1941 года школа получала распоряжение на эвакуацию учащихся в Курганскую область. Учащиеся оставлялись у родителей, а сироты были эвакуированы с воспитанниами Максимковского детдома. Вместе с детьми в эвакуацию был командирован завуч Василий Гаврилович Якубов. Был назначен ответственный за хранение зданий и имущества школы.
В здании школы после отъезда воспитанников обучались учащиеся Третьей Сталинской школы из п. Первомайского, в «багетной» мастерской рабочие школы шили плащ-палатки для бойцов. К концу первого года войны увеличилось количество детей дошкольного возраста, родители которых ушли на оборону Родины. По приказу Мособлоно от 25.02.1943 в школе был открыт дошкольный детдом на 80 человек. В короткий срок детдом был обеспечен всем необходимым оборудованием и укомплектован воспитателями и другими работниками. К 1 апреля 1942 года было принято 60 детей дошкольного возраста.
В 1942 году немецкая армия под напором наших войск стала отступать на Запад, что дало возможность возобновить обучение слепых детей. По Приказу Упр. Детдомами Мособлоно от 8.08.1942 №377 Московская областная школа-интернат слепых детей вновь открылась после десятимесячного перерыва. Дети дошкольного возраста были переведены в другие дошкольные детдома.
Большая часть школьного имущества была сохранена, что способствовало скорейшему восстановлению школы и приему учащихся к новому учебному году.
В октябре 1942 года директор школы Г.И. Дьячков был призван по мобилизации в Красную армию. В мае 1944 года он был демобилизован, хотя военные действия продолжались. Вышло распоряжение правительства, согласно которому учителей демобилизовывали из армии и направляли для работы в школах. Г.И. Дьячков вернулся в школу и приступил к работе в должности завуча. В 1944 году дети и сотрудники вернулись из эвакуации, и школа-интернат для слепых детей начала вновь функционировать. О тяжёлых условиях жизни интерната в годы войны и необыкновенной заботе, внимании педагогов к каждому воспитаннику рассказывали в дни празднования 50-летия школы директор УПП ВОС №10 г. Москвы Александр Александрович Шугрин и главный редактор журнала «Советский школьник» Виктор Александрович Глебов. В годы войны они учились в Болшевской школе. Учителя и воспитатели проживали в большинстве на территории школы в 3-х приспособленных для жилья домах. Один из них был переоборудован из бывшей конюшни владельца усадьбы Смирнова. В этом доме был кабинет директора, бухгалтерия и 5 небольших квартир барачного типа для сотрудников. Жизнь педагогов проходила на глазах воспитанников, что способствовало созданию в школе атмосферы доверия и доброжелательности.
В военное время школа испытывала затруднения: мебели было мало, не было достаточного количества учебников, наглядных и учебных пособий, бумаги для письма (приходилось писать на газетной бумаге), топлива (учителя и воспитанники в летнее время заготовляли пни на лесосеке за станцией Валентиновка). Были недостатки в питании, обмундировании, часть которого поступала для детей из фонда пожертвования граждан на оборону нашей страны.
В 1944 году школа была преобразована в семилетнюю школу, и в 1946 году состоялся первый выпуск учащихся, окончивших неполную среднюю школу. Для дальнейшего обучения более способные учащиеся направлялись в Саратовскую, Куйбышевскую и другие средние школы-интернаты слепых детей.
Для создания лучших условий по обучению и воспитанию слепых детей в 1944 году Мособлоно было построено двухэтажное каменное здание для школы по типовому проекту сельских семилеток, так как специальных проектов для школ слепых детей в то время не было.
Актовый зал школы-интерната
Урок физики
Урок географии
В 1947 году директором школы стал Василий Гаврилович Якубов, отличавшийся высокой требовательностью к учащимся и сотрудникам.
Все члены педагогического коллектива обязательно должны были сдать зачёт по знанию шрифта Брайля специальной комиссии под председательством учителя математики Андрея Ильича Шипарева в двухмесячный срок со дня поступления на работу. В тяжёлые послевоенные годы педагогический коллектив во главе с В.Г. Якубовым помогает детям, потерявшим в военные годы зрение, возвращает их к жизни, учит преодолевать психологические травмы, прививает трудовые навыки. Не щадя своих сил, работали Надежда Фёдоровна Черткова, Зинаида Константиновна Власова, Зинаида Васильевна Павлова, Екатерина Арсентьевна Плоскова, Александра Васильевна Кулина, Андрей Ильич Шинарёв, Татьяна Ивановна Толкачёва, Владимир Сергеевич Мнев, Наталья Палладьевна Мнева и др. В те годы не было учебников. Учебники были только на плоском шрифте. Материал воспринимался «на слух». Несмотря на это, многие учащиеся успешно закончили школу и продолжили своё образование. Так выпускник 1958 года Николай Николаевич Уваров окончил экономический факультет, успешно защитил диссертацию, профессор. Из выпускников 1959 года 4 человека сразу поступили в МГУ, один — в литературный институт им. A.M. Горького (В. Касьянов, В. Федотов, Н. Одинцов, Л. Злобина, А. Латиин). Из бесед с этими выпускниками выяснилось, что все они считают школу хорошей стартовой площадкой в своём образовании.
С увеличением контингента учащихся до 100 человек требовались дополнительные помещения. Для этой цели в послевоенное время была утеплена школьная терраса на два этажа под классные комнаты и спальни, произведена каменная пристройка к дому, в которой было общежитие учащихся, на 150 кв. метров, увеличив площадь общежития до 325 кв. метров. Печное отопление было заменено центральным. Была оборудована глубинная водная скважина. В школьном здании и общежитии был проведен водопровод. На пришкольном участке было посажено 200 штук плодовых деревьев, на усадьбе школы – 350 лиственных деревьев.
В школе было большое подсобное хозяйство: теплица, свинарник, конюшня, водокачка.
Приказом №3 (§2) от 16 февраля 1950 года в истории школы была введена должность агронома. Им долгое время успешно работал Г.И. Карпычев. Использовались в летний период и сезонные рабочие. Часть полученной продукции шла на продажу, что давало определённый доход школе.
В 1950 году багетная мастерская была переоборудована в щёточную. Заведующим мастерской был назначен В.Н. Амченкин. В мастерской изготовлялись разные щётки: одёжные, половые, сапожные и др. Объём выпускаемой продукции был значительным. В штатном расписании мастерской значились рабочие: сверловщица, монтажница, посадщица, разборщица, столяр, старший мастер, экспедитор. С 7 июня 1951 года рабочие были переведены на сдельную работу. Нормы выработки устанавливала специальная комиссия. Во время уроков труда к каждому ученику представлялась рабочая для привития им навыков. Ребята успешно справлялись с заданием, хотя изготовление щёток не вызывало у них интереса.
25 августа 1953 года от удара молнии загорелось главное здание школы (дом Смирнова). Дом сгорел полностью. Учащихся и часть сотрудников перевели в Малаховскую школу-интернат.
В Болшево были оставлены только учащиеся страших 5-8 классов, занятия с которыми не прекращались и проводились в помещениях пристройки к общежитию.
В.Г. Якубов при поддержке МОСОблоно добился начала строительства нового здания школы. Подрядчиком выступила воинская часть, которая в обмен на территорию, выделенную ей по Павелецкой дороге, построила кирпичное двухэтажное здание на 90 человек уже к сентябрю 1954 года. Для учебных мастерских школе было выделено отдельное помещение в Максимкове. Ребята ходили на занятия под руководством воспитателей, которые во время уроков оказывали учащимся необходимую помощь. Эта мастерская функционировала до февраля 1966 года.
Тщательного отбора при приеме детей в то время не было, и наравне со слепыми детьми принимались и слабовидящие. Впоследствии слабовидящие направлялись в Малаховскую школу.
В новом здании школы значительно были улучшены условия для проведения учебно-воспитательной работы. Учителей и воспитателей в 1956 году было около 30 человек.
В 1957 году состоялся первый выпуск учащихся, окончивших среднюю школу.
В связи с возрастающими требованиями по улучшению качества учебно-воспитательной работы в школе-интернате не было помещений для организации учебных кабинетов и увеличения классных комнат. Не было соответствующих условий для развертывания внеклассной работы, комсомольской и пионерской организаций, библиотеки и медобслуживания.
Учебно-производственная мастерская школы, переданная ранее Максимковским детдомом, находилась в трех километрах от школы, что значительно затрудняло проведение уроков по труду и профессиональное обучение в старших классах.
Урок биологии
Урок в начальной школе
Урок физкультуры
Работа пионеров
Урок химии
Линейка 1 сентября
6 февраля 1959 года директором школы стал герой Советского Союза Михаил Ильич Мочалов. В школе обучалось 178 человек, а рассчитана она всего на 90 человек. Не было спортивного зала, учебных кабинетов, актового зала. В учительской проводились уроки пения, хранились наглядные пособия.
Здесь же было рабочее место завучей. Кабинет директора и бухгалтерия находились в бараке, где проживали сотрудники. На территории школы располагались подсобные службы: склады продуктовый и обмундирования для учащихся, котельная, конюшня, теплица, водокачка, прачечная, два жилых дома. Все сооружения находились в плачевном состоянии: часто не было холодной воды, горячее водоснабжение отсутствовало полностью, то и дело выходила из строя котельная. Строительство новой школы — это была первоочередная задача директора. Строительные планы в области были уже утверждены, но Михаил Ильич добился уже в 1959 году выполнения проектной документации. Желание улучшить условия обучения и быта учащихся, упорство и Звезда Героя Советского Союза возымели свое действие. Началось возведение здания школы. Все вопросы, вплоть до постановки строительных и отделочных материалов, решались в рабочем порядке. Михаил Ильич занимался вопросами строительства ежедневно. Строительство школы ещё не было закончено, а Михаил Ильич принимает решение — улучшить жилищные условия сотрудников. Начинаются новые хлопоты. И восьмиквартирный дом на улице Садовой, 19 был построен.
В этот период школа находилась на балансе МОСоблоно. Местная власть и общественность не оказывали школе никакой поддержки. Школе была нужна помощь, и директор устанавливает связи с парткомом НПО «Энергия», которые и стали шефами школы на долгие годы. Михаил Ильич обращается за помощью С.П. Королёву, который выделил школе грузовую машину и дал указания оказывать школе постоянную помощь и поддержку. Указания С.П. Королёва о внимании к школе с большой ответственностью, а главное, с добротой, выполнялись вплоть до перестроечного периода. Был образован шефский совет. Председателями совета были ответственные работники предприятия: Георгий Михайлович Азаров, Борис Исакович Елин, Павел Петрович Вьюгин, Василий Александрович Бочкарёв, Василий Михайлович Хохлов, Геннадий Романович Беляков.
Ремонт школы и другие хозяйственные вопросы решались за счёт средств предприятия. Комсомольцы завода работали отрядами вожатыми, выступали перед ребятами с концертами и т. д.
Несмотря на большую занятость хозяйственными вопросами, Михаил Ильич находил время общаться с детьми. Педагог от природы, он знал каждого ученика и каждого любил. Вот воспоминание бывшего ученика, ныне учителя пения А.Н. Александрова:
«У Михаила Ильича была своя система поощрения лучших учеников школы. Он установил шефство над школой одного из кораблей Северного флота. Группа отличников, активистов, спортсменов совершила поездку в г. Североморск в гости к морякам. В течение недели мы были гостями на корабле. На следующий год моряки посетили нашу школу. Привезли подарки ребятам, рассказывали о своей непростой службе. Эта поездка сохранилась в памяти на всю жизнь». И к сотрудникам Михаил Ильич относился внимательно и бережно.
В 1966 году он переходит на работу в МОП ВОС.
Строительство школы закончилось под руководством заместителя директора школы Геннадия Николаевича Угловского, очень мудрого и образованного человека. Во время всего строительства он умело организовывал коллектив на помощь строителям. Разгрузка кирпича и других строительных материалов, уборка строительного объекта и т. д. — всё это делали комсомольцы школы под руководством педагогов. Молодые учителя: Р.Н. Костылева, Г.В. Балабанова, Л.Г. Бухтеева, Н.К. Денисова получили благодарность за организацию работы на стройке. 23 февраля 1966 года новое здание в торжественной обстановке было открыто, хотя в акте сдачи объекта был отмечен ряд недоделок.
1 августа 1966 года на пост директора был назначен Алексей Яковлевич Неретин, бывший работник органов внутренних дел, историк по образованию, прибыл в школу из Тамбова по приказу Мособлоно. Для педагогического коллектива это было неожиданностью.
Алексей Яковлевич активно включился в хозяйственную деятельность. Оборудовал в хоздворе подсобные помещения, стремился сделать территорию школы закрытой. При нём 2 дома сотрудников были снесены, одно здание переоборудовано под жилой дом. Учебно-воспитательной работой руководили его заместители. Культура общения с детьми и сотрудниками не всегда соответствовала этике, хотя Алексей Яковлевич был добрым человеком. Стремление постоянно обустраивать свой быт (его семья жила в двухэтажном старом доме), антипедагогические методы в работе с учащимися (рукоприкладство по отношению ученика Юры Шашкина) привели к тому, что дальнейшее пребывание на посту директора МОСоблоно сочло невозможным в данной школе. Алексей Яковлевич был освобожден с поста директора в 1972 году.
25 февраля 1972 года директором школы была назначена Римма Николаевна Дьячкова, работавшая завучем с 1962 года.
Новому директору предстояло решить сложные хозяйственные вопросы. Главный из них — теплоснабжение школы. Температура в классах и спальнях не поднималась выше 16 °С. Котельная работала на угле, часто котлы «Универсал 6» выходили из строя. В сутки кочегар должен был на точке завести в котельную 1200 кг угля и вывезти шлак. Работа тяжёлая, низкооплачиваемая. На эту работу соглашались только мужчины, пришедшие из ИТК. Разморожены были батареи в спортивном и актовом залах.
Выход был только один — газифицировать котельную. Поссовет и горсовет отказали в помощи, т. к. школа находилась на балансе ОБЛОНО. Ближайший газопровод проходил в пос. Первомайском. Проектную документацию на общественных началах помог сделать старожил Старых Горок Николай Дмитриевич Ноздрёв. Заказчиком работ выступала школа. Администрации пришлось своими силами изыскивать средства и определяться с подрядчиком.
Обращались за помощью в Облисполком, в Обком партии, в Народный Контроль СССР. Самый сложный вопрос — прокладка дюкера (труба по дну Клязьмы). Помог случай. Обратились в организацию, которая строила Волжскую ГЭС. Ввиду малого объёма работ нам отказали, но руководитель впоследствии дал согласие: «У меня сестра слепая, таким детям отказать нельзя». Строительство газопровода и сдача котельной — долгий и мучительный процесс. Таким сложным был и вопрос передачи котельной на баланс Мытищинского газового треста.
Не менее важным был и вопрос водоснабжения школы. Старая школьная водокачка исчерпала производственные возможности. Перебои в водоснабжении, качество воды — всё это способствовало нарушению санитарно-гигиенических норм в интернате. Руководитель водоканальной службы г. Королёва Вурсол категорически отказывался принимать на баланс водокачку и водопровод на территории школы. Благодаря вмешательству Горкома КПСС вопрос был решён, и началось строительство водонасосной станции на территории школы.
Педагогический коллектив, 1956 год
Урок физики в новом здании школы
Соревнования по шахматам
Руководство школы (директора)
1.Дьячков Георгий Иванович – 1938-1942 – 4 года
2.Полозов Михаил Иванович – 1943-1944 (август)
3.Сергеев Герасим Федорович – 1944-1945 – 1 год
4.Белинкин Денис Михайлович – 1945-1947 – 1,5 года
5.Якубов Василий Гаврилович – 1947-1959 -12 лет
6.Мочалов Михаил Ильич – 1959-1966 – 6 лет
7.Неретин Алексей Яковлевич – 1966-1972 – 5 лет
8.Дьячкова Римма Николаевна – 1972-1988 – 16,5 лет
9.Кушнеренко Виктор Иванович – 1988-1991 – 3 года
10.Мочалова Валентина Михайловна –1991-1993 –1,5 года
11.Капцева Татьяна Федоровна – 1993-1999 – 6 лет
12.Макеева Нина Васильевна – 1999 -2009 – 10 лет
13.Морозова Татьяна Валерьевна 2009-по настоящее время
С 1 сентября 1993 года директором школы-интерната назначается Капцева Татьяна Фёдоровна, которая совместно с заместителями Скорупской В.А., Касаткиной Т.Е., Макеевой Н.В. смогла создать коллектив единомышленников, нацеленных на решение актуальных педагогических задач:
Oвнедрение в учебный процесс нового базисного плана;
Oобновление содержания коррекционной работы учителями и воспитателями;
Oвведение в учебный план новых учебных курсов, направленных на подготовку незрячих и слабовидящих детей к жизни в социуме;
Oновая система воспитательной работы в школе-интернате.
Oбыло сложное для школ время: рухнула идеология, на которой существовала прежняя система воспитательной работы. Необходимо было выстраивать новую шкалу человеческих ценностей и внедрять ее в практику работы школы-интерната.
В этот период активно ведётся работа по созданию кабинета информатики. Вводится в учебный план допрофессиональная подготовка по специальностям «Переплётное дело», «Машинопись», «Основы классического массажа», «Культура общения», «Социально-бытовая ориентировка». Большое внимание уделяется ориентировке в пространстве. Ведётся активная работа с кадрами, поощряется творческое отношение педагогов к своей работе. Благодаря высокому профессионализму педагогов, их глубокой заинтересованности в судьбе каждого ребёнка, выпускники школы-интерната адаптированы к жизни среди здоровых людей и находят своё место в новых социально-экономических условиях. Татьяна Федоровна грамотно руководила всеми подразделениями школы-интерната. Благодаря ее усилиям школа достойно пережила переходный период. С 1996 года название школы-интерната изменилось: Болшевская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей с 26.02.1996г переименована в Муниципальную среднюю общеобразовательную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей; с 27.10.1997г – в Муниципальное специальное учреждение школу-интернат для слепых и слабовидящих детей; с 12.10.2000г – в Муниципальное образовательное учреждение специальную (коррекционную) школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.
С 1 сентября 1999 года директором школы назначается учитель математики, заместитель по учебно-методической работе Макеева Нина Васильевна. Новый директор, имея педагогический стаж работы в данной школе более 30 лет, активно берётся за решение актуальных задач специального образования. Изменение социально-экономических условий, разрушение прежнего рынка труда для инвалидов по зрению требовало и изменений в социально-реабилитационной работе и допрофессиональной подготовке воспитанников. Устанавливается тесный контакт с учёными Института коррекционной педагогики, регулярно проводятся лекции, консультации, повышающие уровень профессиональной подготовки по специальной тифлопедагогике, налаживаются связи с другими образовательными учреждениями,с предприятиями Всероссийского общества слепых, с реабилитационным центром г.Волоколамска, с высшими учреждениями (университетом Дружбы народов; МГАФК, Малаховка). Ведётся многоплановая работа по теме «Новые подходы в коррекционной и социально-реабилитационной работе с детьми с нарушениями зрения». Вводятся в учебный план новые учебные дисциплины, на новую высоту поднимается коррекционная работа, увеличивается количество кружков, совершенствуются учебные программы по информатике, обслуживающему труду, социально-бытовой ориентировке, основам классического массажа. Школа-интернат открыта для любого сотрудничества. Активно участвует в данный период в различных проектах, конкурсах, таких например, как: «Образование 2006», «Лучшие школы Подмосковья» и др. В 2007 году школа становится лауреатом конкурса «Лучшие школы Подмосковья», Администрация школы и педагогический коллектив проводит на базе школы городские, областные и всесоюзные семинары, которые получают высокую оценку специалистов и сотрудников Министерства Московской области. Идёт активное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, что сказывается на качестве обучения учащихся. С 2005 года воспитанники школы-интерната начинают сдавать экзамены в форме ЕГЭ и традиционной форме, где демонстрируют стабильно хорошие результаты, а затем практически 100%-ное поступление в вузы и ссузы.
Большой вклад в обновление воспитательной работы вносит заместитель директора по ВР Касаткина Татьяна Евгеньевна. Кропотливая работа с сиротами, трудными подростками, их родителями, постоянная занятость учащихся во II половине дня дает хорошие результаты. Дети принимают участие в интеллектуальных играх, городских и областных конкурсах, спортивных соревнованиях различных уровней, где заслуженно занимают призовые места, организуется много экскурсий, посещений театров, музеев. Традицией становятся весенне-летние экскурсии для лучших воспитанников в другие города, например: Санкт-Петербург, Вологду, Кострому, Карелию, Тулу, Ярославскую область, что значительно расширяет кругозор учащихся с патологией зрения.
С 1999 года по 2009 год школа-интернат живёт и функционирует в условиях острого дефицита бюджетных средств. Макеева Нина Васильевна вынуждена начать поиск благотворительных организаций и спонсоров. Вначале Председатель Городского комитета образования г.Королёва Гринько Наталья Петровна, с вниманием и заботой относившаяся к нашим детям, инициировала проведение Акции благотворительной помощи в период проведения всероссийской недели инвалидов, пригласив для участия директоров школ и представителей некоторых городских организаций. Детям подарили игрушки, спортивные принадлежности, пособие для уроков труда и т.д. В дальнейшем, такие Акции проводились в течение 6 лет ежегодно, что позволило решить некоторые проблемы учебно-воспитательного процесса. Возобновилась прерванная связь с РКК «Энергия». Генеральный директор Семёнов Ю.П. дарит школе новый автобус ПАЗ, который в дальнейшем, через 8 лет, Корпорация помогает капитально отремонтировать. Директор находит компанию «Руссдрагмет», которая семь лет помогает школе-интернату: покупает «Газель», мебель, выполняет ремонт актового и спортивного залов, тренажёрного класса, коридоров, туалетов и других помещений. Компания «ТНК ВР» тоже оказывает большую помощь в ремонте помещений и здания школы. Школа-интернат преображается, становится похожим на современное образовательное учебное учреждение.
Большую помощь в обновлении внутреннего содержания школы-интерната: приобретению бытовых электроприборов, медицинских приборов, компьютеров, тренажёров, мебели, музыкальных инструментов, спортивного оборудования, мягкого инвентаря, интерактивных досок и т.д. оказывают организации, компании, предприятия г.Королёва. В течение ряда лет школе-интернату помогали в обновлении МТБ ТП «Автотрэвэл», ОАО Корпорация «Тактическое вооружение», ООО «Калининград-хлеб» «Королёвская электросеть», Собинбанк, предприятие «Монтэк», Королёвское ГОРПО, центр сертификации «Метроном», торговая компания «Метатр», компания «Славяне», Администрация города Королёва, рынок ООО «Прогресс-сервис», Торговый дом «Энергия», Библейская лига.
С 01 сентября 2009 года директором школы-интерната становится учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-методической работе Морозова Татьяна Валерьевна, проработавшая в школе-интернате на тот период более 20 лет.