| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект "Развитие тифлоинформационного пространства"Наименование проекта: Развитие тифлоинформационного пространства в МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей
Срок реализации проекта 2 года
Цель проекта Модернизация тифлоинформационного пространства школы как условие успешного освоения образовательных программ, социализации и интеграции детей-инвалидов. Задачи проекта 1. Содействовать внедрению инновационных технологий коррекционного обучения и социально-трудовой реабилитации учащихся. 2. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогических и административных кадров, в том числе по освоению информационно-коммуникационных технологий. 3. Создать автоматизированные рабочие места детей-инвалидов с нарушением зрения. 4. Способствовать развитию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. 5. Расширить сферу взаимодействия с родительской общественностью и заинтересованными организациями.
Основной идеей проекта является расширение возможностей для комплексной реабилитации детей-инвалидов со зрительной депривацией.
Проект разработан в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р,Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Конвенцией о правах инвалидов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 годапредполагает для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечениедоступности качественного образования и успешную социализацию. Обеспечение ребенка с нарушением зрения специальной коррекционной помощью позволяет решать проблемы социальной адаптации, успешно включать в социум, определять жизненные позиции и цели и успешно интегрировать в общество. Согласно Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в соответствии с образовательными стандартами. Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика, частичная, а тем более полнаяутрата зрения влечет за собой серьезные, а порой ничем невозместимыепотери в области чувственного познания: значительно или полностью выпадают зрительные ощущения и представления, сокращаются возможности формирования образов, фантазии, пространственного воображения. Для детей с нарушением зрения обостряется и проблема информационного обмена, поскольку для полноценного учебного процесса учащийся должен иметь оперативный доступ к учебной литературе. Современная коррекционно-развивающая среда не мыслима без специальных пособий и технических средств обучения,в то же время особенностью образовательного процесса в современной школе является его широкая информатизация. Взаимное действие этих двух факторов, направленное на реализацию целей обучения, коррекции и компенсации первичных и вторичных отклонение в развитии детей с нарушениями зрения, является особенно эффективным. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать компьютер и как средство обучения, и как ступень в допрофессиональной подготовке учащихся. Внедрение информационных технологий на уроке и коррекционных занятиях рассматривается как способ постижения мира ребенком, как источник дополнительной информации об окружающем мире, как способ самоорганизации и самообразования педагога и учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности инвалида. Возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий по развитиютифлоинформационного пространства в нашем коррекционном образовательном учреждении. Считаем, что данный проект позволит расширить тифлоинформационное пространство школы-интерната путем внедрения в учебную деятельность детей со зрительной депривацией информационных технологий, адаптированных для работы детей-инвалидов по зрению, и технических средств обучения и реабилитации обучающихся с нарушением зрения.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
1. Достижение высокого уровня оснащенности специализированных кабинетов (кабинет информатики, кабинет тифлопедагога) компьютерной техникой, программным обеспечением и тифлооборудованием; 2.Активное внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, обогащение практики педагогической коррекционно-развивающей работы; 3.Повышение уровня сформированности академических компетенций и необходимых жизненных навыков у учащихся с нарушением зрения. 4.Создание пакета методических материалов по планированию и моделированию коррекционно-развивающих занятий для каждой ступени образования. 5.Разработка рекомендаций для учителей и воспитателей по проведению коррекционно-развивающей работы. 6. Формирование пакета информационно-методических материалов для родителей. 7. Повышение профессиональной компетентности педагогических и административных кадров, в том числе по освоению информационно-коммуникационных технологий. 8. Развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. 9. Информационно-педагогическая поддержка родительской общественности. 10. Повышение уровня развития и социальной адаптации учащихся. 11. Плавная, безболезненная интеграция инвалидов по зрению в социум, обеспечивающая конкурентоспособность инвалидов по зрению на рынке труда и при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Описание основных мероприятий проекта
Начало 21 века отмечено как время быстрого прогресса в создании и развитии технических средств, являющихся носителями информации. 30 лет назад тифлопедагогическая литература представляла отдельный опыт творческой работы учителей по использованию грамзаписей на уроках и во внеурочное время в школах для слепых и слабовидящих детей, и, как о перспективе, говорилось о первых опытах создания «читающих машин». Современное поколение учащихся с нарушением зрения знакомо с механизмом чтения плоскопечатной литературы с помощью компьютерной техники. Еще вчера основным источником информации для незрячего являлась книга, напечатанная рельефно-точечным шрифтом, что ограничивало возможность получения интересующей информации, а сегодня ресурсы сети Интернет позволяют оперировать самой широкой информацией. Такой бурный технический прогресс позволяет говорить не об отдельных тифлотехнических средствах компенсации, а о целостной системе, образующей тифлоинформационное образовательное пространство.
Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты реализации проекта
Необходимые условия организации работ
В настоящий момент школа-интернат располагает следующим оборудованием для осуществления проекта:
В школе-интернате функционирует компьютерный класс, оснащенный 9 персональными компьютерами, работающими в единой вычислительно-локальной сети с широкополосным доступом к сети Интернет. Компьютерный класс школы-интерната не оборудован инструментом для записи, отображения и анализа информации большого формата. Среднее количество учащихся на один персональный компьютер, использующийся в образовательном процессе, составляет 7,43, что недостаточно для осуществления индивидуального подхода к учащимся с нарушением зрения при личностно-ориентированном обучении. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире. В своей практической деятельности дети опираются на дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. При этом страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Слабовидящий ребенок видит только то, что ему показывают, на что обращают внимание, за чем целенаправленно наблюдают. Современные компьютерные технологии позволяют сделать доступными для знакомства и познания предметы и явления окружающего мира, реализуют принцип компетентностно-деятельностного подхода в обучении. Квалифицированное использование современных компьютерных тифлотехнологий открывает для учащихся с нарушением зрения новые возможности: доступ к информации на электронных носителях, доступ к плоскопечатным текстам, преобразование электронной информации в доступную форму (выполненную рельефно-точечным шрифтом), самостоятельная подготовка различных документов (текстовых, презентаций, электронных таблиц), возможность использования информационно-поисковых систем. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс отражается на реализации принципа наглядности. Использование системы мультимедиа в обучении и воспитании учащихся с нарушением зрения предоставляет широчайшие возможности в реализации образовательных задач за счет одновременного использования нескольких сред: компьютерной графики, анимации, видео, звукового сопровождения.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс отражается на реализации принципа наглядности. Использование системы мультимедиа в обучении и воспитании учащихся с нарушением зрения предоставляет широчайшие возможности в реализации образовательных задач за счет одновременного использования нескольких сред: компьютерной графики, анимации, видео, звукового сопровождения. Наличие определенного количества переносных портативных компьютеров (ноутбуков) позволит, в свою очередь, проводить не только уроки информатики, где предполагается использование персональных компьютеров, но и уроки по другим предметам, мероприятия по внеклассной деятельности, путем перемещения ноутбуков в конкретный кабинет школы. В целях создания тифлоинформационного пространства необходимо дооснастить кабинет информатики современным компьютерным оборудованием. Не менее необходимым для решения вопросов, связанных как с реабилитацией и социальной адаптацией, так и с целью компенсации пониженной способности зрительного восприятия слабовидящих, является приобретение современного мультимедийного проектора и интерактивной доски для кабинета информатики. Перечень необходимого оборудования для модернизации кабинета информатики:
Современные исследования выявили проблему не только использования, но и целенаправленного развития остаточного зрения детей с целью получения более полной информации об окружающем мире. Развитие зрительного восприятия слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является актуальной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. Компьютер выступает как элемент коррекционно-развивающей предметной среды. АРМ тифлопедагога (электронный видеоувеличитель MultiView и компьютер для организации рабочего или учебного места инвалида по зрению) позволит использовать на занятиях развивающие компьютерные программы из цикла «Мир за твоим окном», разработанные Институтом коррекционной педагогики: «Лента времени», «Городской двор»; программы, разработанные Центром «Реабилитация»: видео-тренинги для снятия зрительного напряжения, FLOWER-2, FLOWER-3. Использование данных программ помогает выявить проблемы ребенка с нарушенным зрением в познании окружающего мира и эффективно решать задачи развития зрительного восприятия и развития речи.
Перечень необходимого оборудования для кабинета тифлопедагога:
Школа-интернат располагает следующим специализированным программным обеспечением:
Необходимо дооснастить кабинеты информатики и тифлопедагога специализированным программным обеспечением, в частности, программой экранного доступа.
Школа-интернат располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами:
Педагоги школы-интерната регулярно повышают свой профессиональный уровень. В 2011-2012 учебном году 25 педагогических работников школы-интерната прошли обучение по 17 программам курсовой подготовки:
Направление курсовой подготовки Количество программ Количество слушателей Процент от числа обученных Подготовка к введению ФГОС начального общего образования 4 7 29,2% Здоровьесбережение, воспитание, обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья 6 6 25% Развитие предметной компетенции педагогов 4 4 16,6% Формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции педагогов 3 8 32,0%
Уровень компетентности педагогических кадров является достаточным для осуществления мероприятий проекта. Однако существует риск ухода опытных возрастных педагогических кадров. Повышение квалификации и переподготовки педагогов продолжает быть актуальной. Планируемое количество педагогов, направляемых на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку:
Школа имеет опыт публикаций в печатных изданиях: 1. Шведова Н.П. «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения». Материалы международной научно-практической конференции. Архангельск, 2007г. 2. Шведова Н.П. «Особенности использования рельефно-графических изображений как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения». Материалы II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 2007г. 3. Шведова Н.П. «Особенности использования рельефно-графических изображений как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения». «Дефектология», 2008г., №3. 4. Шведова Н.П. «Из опыта работы по построению индивидуального образовательного маршрута для ребенка со сложной структурой дефекта». Материалы III Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 2010г. 5. Шведова Н.П. «Из опыта работы по построению индивидуального образовательного маршрута для ребенка со сложной структурой дефекта». «Школьный вестник»,2010г., №3. Школа имеет опыт организации мастер-классов, семинаров как для педагогических работников школы-интерната, так и для педагогов других общеобразовательных учреждений, заинтересованных организаций: 1. Семинар для студентов РГСУ, факультет «Специальная психология» на тему: «Статус учебного заведения. Специфика работы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения», 2009 г. 2. Семинар для директоров специальных (коррекционных) образовательных учреждений Московской области «Система коррекционной учебно-воспитательной работы в школе-интернате для детей с нарушениями зрения», 2011 г. 3. Семинар для педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений Московской области «Система работы над творческим развитием детей в МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей», 2012 г. 4. Площадка для стажировки слушателей курсов повышения квалификации по внедрению программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ, 2012 г. (федеральный уровень). С целью повышения профессиональной компетентности педагогов школы-интерната и педагогов других образовательных учреждений планируется провести семинары и мастер-классы по использованию инновационных технологий в образовательно-коррекционном процессе: - семинар для специалистов-дефектологов региона при содействии Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области по использованию современных компьютерных технологий в целях коррекции и компенсации недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья; - семинар для педагогических работников «Инновационная деятельность в специальном коррекционном образовании». Опыт работы школы-интерната по созданию тифлоинформационного пространства планируется представить в виде публикаций в печатных изданиях (журнал «Дефектология», журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»), на профессиональных сайтах. На сайте школы будет создана страница, посвященная реализации данного проекта, и персональные страницы участников инновационной деятельности и авторов наиболее интересных разработок уроков, коррекционных занятий и внеклассных мероприятий с использованием компьютерной техники и тифлооборудования.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов Контроль над реализацией проекта направлен на изучение результативности и эффективности мероприятий проекта и выполняет несколько функций: 1. Проверочную – проверка достижения показателей результативности и эффективности проекта, соответствие показателей планируемым значениям. 2. Информационную – сбор, обработка информации о состоянии целевых групп проекта (учащихся, педагогов, родителей). 3. Диагностическую – выявление основных тенденций в состоянии целевых групп, рисков, скрытых резервов. Целью контроля является систематическое получение и переработка информации о выполнении намеченных действий. В соответствии с критериями и показателями эффективности проекта основными объектами контроля при осуществлении деятельности в рамках проекта являются: 1. Материально-техническая база проекта и ее соответствие планируемым значениям оснащенности компьютерным и тифлооборудованием. 2. Степень использования инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и современного оборудования в образовательном и коррекционно-развивающем процессе. 3. Состояние кадрового ресурса. 4. Уровень развития и социальной адаптации учащихся. 5. Уровень учебных достижений учащихся. 6. Состояние информационно-методической базы проекта. Контроль состояния материально-технической базы осуществляется посредством: - инвентаризации компьютерной техники, - инвентаризации тифлооборудования, - инвентаризации специализированного программного обеспечения, осуществляемой руководителем проекта и специалистом, отвечающим за техническое сопровождение проекта. Степень использования компьютерного и тифлооборудования оценивается путем: - целевого наблюдения за использованием оборудования учащимися и педагогами с ведением хронометража и составлением отчета по итогам наблюдений; - изучения документации (планы-конспекты уроков, коррекционно-развивающих занятий); - собеседования с педагогами; - анкетирования учащихся; - опроса родителей. Контроль состояния кадрового ресурса в процессе реализации проекта: - собеседование с педагогами; - анкетирование педагогов с целью выявления потребностей в повышении профессиональной компетентности; - статистический отчет о состоянии системы повышения квалификации в школе-интернате в период реализации проекта; - посещение учебных и коррекционно-развивающих занятий; - мониторинг внедрения цифровых УМК в учебный процесс. Оценка уровня развития и социальной адаптации учащихся: - составление индивидуальных карт развития, в которых отражается общее физическое состояние, уровень развития мелкой моторики, речевое развитие, темповые характеристики ребенка, особенности поведения и общения, уровень развития социально-бытовых навыков и навыков пространственной ориентировки. - Определение условного уровня развития и социальной адаптации ребенка в процентном выражении, где 100% - показатель нормы развития. - анкетирование учащихся; - беседы с учащимися; - анкетирование родителей. Уровень учебных и внеучебных достижений учащихся: - мониторинг в рамках внутришкольного контроля включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности учащихся и осуществляется на основании как промежуточных, так и конечных результатов обучения (процент и результативность участия выпускников в ЕГЭ по общеобразовательным предметам, количество учащихся поступивших в ВУЗы). - внешний мониторинг проводится по материалам диагностических работ, административных контрольных работ по итогам полугодий, контрольных работ по материалам системы СтатГрад. Внешний мониторинг подразумевает также анализ результативности участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Состояние информационно-методической базы проекта: - статистический отчет о количестве публикаций в печатных изданиях и на профессиональных сайтах; - отчет о проведении консультаций, семинаров, мастер-классов, открытых занятий; - отчёт о работе школьных методических объединений, Методического совета; - отчет о количестве выступлений на конференциях, педагогических чтениях, семинарах. Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплексного подхода к изучению и контролю промежуточных и итоговых результатов проекта.
Календарный план реализации проекта
Кадровое обеспечение проекта
Нормативное правовое обеспечение проекта
Финансовое обеспечение проекта
Основные риски проекта
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
1. Оперативная диссеминация опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 2. Публикации в печатных изданиях. 3. Размещение публикаций на сайте школы-интерната и различных профессиональных сайтах. 4. Представление опыта работы педагогов школы-интерната по данному направлению на педагогических чтениях, конференциях, посвященных вопросам образования, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне, на городских методических объединениях, на круглых столах, днях открытых дверей. 5. Организация консультаций по запросам родительской и педагогической общественности по особенностям работы с детьми с нарушениями зрения. 6. Сетевое взаимодействие с Институтом коррекционной педагогики РАО в работе по развитиютифлоинформационной среды образовательного учреждения.
Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения
По данным МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца на октябрь 2012 года общее количество граждан, имеющих инвалидность по зрению, составляет около 220 тыс.человек. Ежегодно инвалидами по зрению становятся 45 тыс. жителей России. Таким образом, результаты проекта после окончания его реализации остаются востребованными вследствие сохранения контингента. Методические разработки, выполненные практиками в рамках проекта и представленные в виде публикаций в печатных изданиях и на сайте школы-интерната, будут представлять интерес для научных работников профильных организаций, в том числе организующих повышение квалификации, для специалистов учреждений дошкольного, начального, общего и среднего (полного) образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» декларирует государственное обеспечение получения инвалидами как общего, так и профессионального образования. Результаты проекта будут способствовать плавной, безболезненной интеграции инвалидов по зрению в социум, обеспечат конкурентоспособность инвалидов по зрению на рынке труда и при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Управленческий ресурс - наличие рабочей команды, способной реализовать проект. Нравственно-волевой ресурс - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд проектантов. Информационный ресурс–отлажена система поиска и изучения актуальной информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 26.03.2022 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |